18.08.2015

Закон сохранения монополии: интервью гендиректора "Газпром газораспределение Иваново" журналу "1000 экземпляров"

Анна Семенова: Закон сохранения монополии

Забавно у нас устроено государственное регулирование инфраструктурных отраслей: что бы ни происходило, какие бы изменения в нормативные документы ни вносились, всегда остается ощущение, что стало только хуже. Даже если в чём-то одном будут даны послабления, то в другом обязательно закрутят гайки. Эдакий закон сохранения энергии применительно к нормативно-правовым актам. Особенно если в конкретной отрасли есть очевидный монополист. В данном случае речь о газоснабжении, и соответственно о нашем национальном достоянии – «Газпроме» и его подразделениях в регионе.

С осени 2013 года местное предпринимательское сообщество пыталось «бодаться» с бывшим «Ивановооблгазом» (ныне – ОАО «Газпром газораспределение Иваново») за внятные правила и цены на техприсоединение к газораспределительным сетям. Дескать, и волокита неимоверная: по десять раз приходится обращаться то за техусловиями, то за визами, то за разрешениями, то за согласованиями, – и стоимость техприсоединения запредельная, да ещё потом за техобслуживание требуют огромные деньги. Или не требуют, а просто отказываются взять на свой баланс сети или объекты газоснабжения и приходится заключать грабительские договоры на техобслуживание с фирмами, рекомендованными в горгазе или райгазе. В общем, со всей этой беготней и расходами многим предпринимателям оказывается проще и быстрее подключить свои объекты к городским сетям теплоснабжения, чем ставить газовое отопление, особенно если учесть темпы роста тарифов на природный газ.

Проводились совещания, губернатор Павел Коньков тогда поддержал бизнес-сообщество в лице регионального отделения объединения предпринимателей ОПОРА РОССИИ, которая бузила по газовому вопросу больше всех. Выяснилось, что всё упирается в федеральные нормативные акты или их отсутствие… Впрочем, аналогичные проблемы возникали по всей стране, федеральные объединения предпринимателей ставили этот вопрос на встречах с Правительством России. В итоге в конце 2013 года было подписано постановление Правительства РФ № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения», которое вроде бы упростило всё, что можно, и дало возможность подключать к газу небольшие объекты почти без волокиты и по вменяемым ценам. Вроде все танцуют, но…

То же постановление №1314, даже со всеми изменениями, внесёнными в него в 2014 году, фактически закрепило монополию подразделений «Газпрома» на выполнение работ по проектированию и строительству сетей газораспределения. Сейчас выполнять эти работы имеет право только газораспределительная организация (ГРО), которой в нашей области является «Газпром газораспределение Иваново». Причём это касается не только крупных объектов, но и мелких, вплоть до частных домовладений. Справедливости ради надо отметить, что постановление № 1314 лишь логически развило ужесточения, введённые вступившим в силу несколько ранее постановлением Правительства РФ № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».

Как отмечают руководители компаний, специализирующихся на строительстве сетей газоснабжения и сервисном обслуживании газового оборудования, за прошедший год это привело к фактическому вытеснению их с рынка. Причём речь не идет о тех фирмах, которые возникли ниоткуда в прошлом году и стали навязчиво предлагать жителям города установить газовые счётчики – пострадавшими в битве с «Газпромом» оказались те, кто много лет работал на этом рынке, кто в 2010 году в связи с введением системы саморегулирования в проектировании и строительстве был вынужден, затратив огромные деньги, выполнить все требования, чтобы получить допуск, платить взносы в СРО, страховаться, проводить регулярное обучение персонала. В Иванове на сегодняшний день существует порядка 15 таких компаний, и все они находятся на грани банкротства – из-за практически полного отсутствия заказов, а вернее, из-за отсутствия права выполнять эти заказы. По информации из саморегулируемых организаций, в такой же ситуации оказались «негазпромовские» газовики и в других регионах страны.

Казалось бы, кому какое дело, разорятся ли два десятка фирм в области, когда серьёзные проблемы возникают у крупных промпредприятий и строительных компаний? Какая разница, останутся ли без работы 300-400 высококвалифицированных работников (а работа с газовым оборудованием требует высокой квалификации, это не разнорабочие со стройки, которых легко можно заменить мигрантами, порой нелегальными), если на темпы роста безработицы это не окажет особого влияния? Ну, подгрёб «Газпром», пользуясь своими лоббистскими возможностями на федеральном уровне, всю эту сферу под себя – разве это скажется на общем состоянии экономики?

Как ни парадоксально это звучит, в этой ситуации больше всего пострадают потребители и заказчики. Некоторые из них уже пострадали, например, те, кто уже год не может подключить свои объекты к газу. Поговаривают, что есть проблемы у строителей, возводящих жилые дома. Не секрет, что наличие индивидуального газового отопления в квартирах сегодня считается большим плюсом: за отопление платить придется меньше, да и комфортную температуру в квартире можно поддерживать круглый год. Однако газовые котлы – это сложное газовое оборудование, которое надо сначала смонтировать, подключить, а потом отдельно обслуживать. И у того же ивановского «Горгаза» (филиал «Газпром газораспределение Иваново» по г. Иваново) уже не хватает сотрудников, чтобы выполнить весь объём работ, которые ранее выполняли частные компании как по строительству и проектированию, так и по обслуживанию газового оборудования.

«Нам предлагали пойти к «Горгазу» на субподряды, но те условия, которые они нам предлагают, абсолютно невыгодны, – рассказывает директор одной из специализированных компаний (по понятным причинам он просил не называть своего имени, как и его коллеги, с которыми мы смоги пообщаться). – В частности, мы работаем без НДС, а они НДС выделяют, и в результате налоговые отчисления будут съедать всю ту небольшую прибыль, которую мы сможем получить с этих субподрядов».

Заказчики – юридические лица, установившие газовое оборудования на своих объектах, сегодня столкнулись с дилеммой: либо создавать свою сервисную газовую службу (что обойдется примерно в 300 тысяч рублей в год), либо заключать договоры на эксплуатацию оборудования со всё теми же подразделениями «Газпром газораспределение Иваново» – примерно за те же суммы. «По нашим подсчетам, стоимость потреблённого газа оказывается в 2 раза меньше, чем суммы, которые мы должны заплатить за обслуживание этого оборудования», – констатирует председатель регионального отделения ОПОРЫ Василий Скворцов.

Попытки обратиться в УФАС, в суды, в прокуратуру не привели ни к чему, поскольку монопольное положение «Газпрома» закреплено в постановлениях Правительства РФ. В 2013 году, правда, одна из компаний из Санкт-Петербурга через суд добилась отмены ряда положений постановления № 410. Но повторять её опыт пока никто не решается из-за огромных расходов на юристов, которые по силам крупным столичным компаниям и абсолютно неподъёмны для провинциальных фирм, даже если они объединят усилия. Поэтому, видимо, через полгода-год поле будет полностью зачищено монополистом. А то, что потребители будут опять вынуждены проводить недели и месяцы в очередях в «Горгазе», что обслуживания ВДГО, положенного по договору, можно вообще не дождаться, что банальная замена котла (неважно – в квартире или в магазине) будет превращаться в многолетнюю и очень дорогостоящую эпопею – это так, издержки процесса.

Пожалуй, самая большая опасность, которую несёт монополизация рынка монтажа и обслуживания газового оборудования для потребителей, состоит даже не в увеличении сроков и стоимости выполнения работ и не снижение их качества. Люди будут стремиться минимизировать процесс общения с газовиками, а значит, будут обращаться к неквалифицированным специалистам. К чему это приводит – мы неоднократно видели на практике, когда из-за замены колонки соседом дядей Васей на воздух взлетало полдома (кстати, для того чтобы заменить колонку по всем правилам, надо потратить порядка 10 дней).

Сергей Мазалов, генеральный директор ОАО «Газпром газораспределение Иваново»:

- Я не могу согласиться с мнением о том, что вступление в силу постановлений правительства РФ №410 и №1314 приводит к монополизации рынка. На мой взгляд, в первую очередь, они направлены на повышение безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, и, кроме того, во многом защищают интересы заказчиков и потребителей. В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ №410 техническое обслуживание ВДГО и ВКГО должно выполняться специализированной организацией, имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. На сегодняшний день данным требованиям в регионе полностью соответствует только ОАО «Газпром газораспределение Иваново». Что касается постановления Правительства РФ №№ 1314, то оно возлагает на газораспределительную организацию обязанности по проектированию и строительству сетей газораспределения до границ земельного участка заявителя. В пределах границ своего участка собственник вправе выбирать подрядную организацию самостоятельно. То есть выполнять работы по проектированию и строительству сетей газопотребления (проходящих по территории участка собственника) может любая организация, являющаяся членом СРО и имеющая соответствующие допуски к работам и квалифицированный персонал. Причём протяженность сетей газопотребления может быть значительной, это зависит от размеров участка и места расположения объекта.

Правила, введенные этими постановлениями, защищают интересы потребителей в части стоимости технологического присоединения к сетям газораспределения. В частности, установлена минимальная плата для подключения объектов с небольшим объемом потребления, она составляет в 2015 году 21 340 рублей с НДС. Для крупных объектов плата за подключение рассчитывается на основании стандартизированных тарифных ставок, утверждённых Департаментом энергетики и тарифов, а при разработке индивидуального проекта на технологическое присоединение мы предоставляем экспертам Департамента смету, они проверяют её и принимают окончательное решение о стоимости подключения.

Таким образом, действительно, работы по техприсоединению можем выполнять только мы, но по расценкам, установленным и контролируемым государством. Могу сказать, что плата за техприсоединение к сетям газораспределения в большинстве случаев гораздо ниже, чем себестоимость выполняемых работ. И – что важно – при этом происходит формирование собственности газораспределительной организации, а не заказчика.

- А разница будет заложена в тарифы на газ на следующий год, и возмещать ее будут все потребители региона?

- Вряд ли это можно назвать возмещением. У нас есть расчётные данные (фактических нет, поскольку полный календарный год по новым правилам мы ещё не отработали), которые мы получили, исходя из среднегодового количества техприсоединений новых абонентов. Так вот, выпадающие доходы, по нашим расчетам, составят порядка 484 млн рублей в год. Часть этих выпадающих доходов мы сможем компенсировать за счет спецнадбавки и тарифа на транспортировку текущего года, но это небольшая часть – 53,5 млн рублей. Остальные 430,5 млн в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами должны компенсироваться за счет с/н и тарифа в следующем периоде регулирования. Но должен вам сказать, что на практике это нереально. Если мы включим эти 430,5 млн в тариф, то это приведет к дополнительному росту тарифа на 40-45% – никто не пойдёт на этот шаг, поскольку индекс-дефлятор устанавливается на уровне 6,5-7,5 %. В итоге мы получаем значительный кассовый разрыв, который, если его не устранять, постепенно приведет к тому, что компания не сможет нормально работать. У нас не будет оборотных средств, не будет источников для дальнейшего развития. Ситуация сложная. Насколько я знаю, она такая же во всех регионах. И чем крупнее регион, чем активнее ведётся газификация, тем выше сумма выпадающих доходов. Ещё раз хочу обратить внимание, что это расчётные цифры, а что сложится по факту, будет понятно по итогам 2015 года.

- И всё-таки, сейчас фактически происходит выжимание с рынка ваших конкурентов. Это ведь и есть монополизация рынка…

- Я бы не сказал, что это монополизация, я бы сказал это перегрузка ответственности в сторону нашей организации. Потому что ранее у нас даже не было возможности осуществлять технадзор за строительством газопроводов, которое вели сторонние организации. Конечно, мы по возможности осуществляли технадзор за счёт своих средств. То есть нам никто за это не платил, мы просто как организация, ответственная за транспорт газа, посылали своих специалистов. Но полный контроль мы не могли обеспечить, а технадзор осуществлял сам заказчик. Теперь все ложится на наши плечи, и мы будем очень серьёзно следить за качеством строительства, тем самым увеличивая срок службы газопроводов, снижая затраты на дальнейшую эксплуатацию и повышая надёжность газоснабжения.

Кроме того, решается один из очень серьезных вопросов – что делать с новыми газопроводами после сдачи их в эксплуатацию и пуска газа? Сегодня этот вопрос стоит очень остро, опять же, по всей России, не только в нашей области. Многие юридические лица и индивидуальные предприниматели при газификации своих объектов построили газопроводы за свой счет, но эти газопроводы надо эксплуатировать. А поскольку они являются опасными производственными объектами, их эксплуатация и обслуживание являются очень затратными мероприятиями. Заказчику необходимо либо создать собственную газовую службу, либо заключать договор на эксплуатацию со сторонней организацией, плюс застраховать опасный производственный объект. Это огромные деньги, для многих просто неподъёмные. Эти люди обращаются к нам с предложением выкупить газопроводы, чтобы избавиться от необходимости нести эти расходы. В конце концов, многие газифицируют свои объекты для того, чтобы снизить расходы на их содержание (в первую очередь, на отопление), а в результате получают дополнительные расходы. Да, ранее мы выкупали построенные не нами газопроводы по довольно низким ценам. Но эти процессы были очень длительными, и далеко не всегда доходили до логического завершения. При этом возникали риски появления бесхозяйных сетей. Реализация же постановления № 1314 исключает развитие этих процессов. Мы всегда говорили, что бесхозяйных объектов не должно быть. А когда заказчиком и будущим владельцем будет являться ГРО, этот вопрос сам по себе отпадёт.

- У потребителей возникает вопрос, хватит ли у вас сейчас возможностей, чтобы принять на себя всех клиентов, с которыми работали сторонние компании: строили, обслуживали газовое оборудование. Ведь очереди и волокита в «Горгазе» стали притчей во языцех.

- Да, проблема со сроками и количеством обращений в ГРО, необходимых для подключения к сетям газораспределения, была. Но сейчас ситуация кардинально меняется. Во всех подразделениях компании созданы отделы по работе с клиентами, которые в режиме «единого окна» занимаются оформлением документов. Вы же понимаете, что не ошибается только тот, кто не работает. Мы стремимся наши ошибки устранить, и если у наших клиентов есть предложения по организации этой работы, мы обязательно их рассмотрим.

Что касается объёма работ по строительству сетей и эксплуатации оборудования, то у нас вполне достаточно квалифицированных специалистов, чтобы обеспечить потребности абонентов. Кроме того, для выполнения проектно-изыскательских работ и строительно-монтажных работ наша компания может привлекать субподрядные организации, что мы и делаем для обеспечения реализации взятых на себя обязательств по подключению новых потребителей в сроки, определенные договорами.

Источник: Журнал «1000 экз.» №8 (112)


Возврат к списку